Федеральное
агентство
воздушного
транспорта
Росавиация
НазадРуководствоСоветникиУправление летной эксплуатацииУправление поддержания летной годности воздушных судовУправление аэропортовой деятельностиУправление организации использования воздушного пространстваУправление организации авиационно-космического поиска и спасанияУправление государственной службы и кадровУправление экономики и программ развитияУправление правового обеспечения и имущественных отношенийУправление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязиУправление финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетностиУправление международного сотрудничестваУправление регулирования перевозокУправление особо важных полетов и специальных программУправление транспортной безопасностиУправление инспекции по безопасности полетовУправление сертификации авиационной техники

30 июня 2017 года на 89 году жизни скоропостижно скончался Заслуженный пилот СССР, Почетный председатель Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт»)

3 июля 2017

ВАСИН ИВАН ФЕДОТОВИЧ

            Ушел из жизни легендарный человек, беззаветно преданный гражданской авиации и внесший огромный вклад в организацию летной работы, управление воздушным движением, обеспечение безопасности полетов, подготовку авиационных специалистов.

Иван Федотович родился 12 июня 1929 года в г. Хвалынске на Волге. Познал военное лихолетье,  подростком помогал взрослым, работал помощником тракториста. После окончания школы поступил в педагогическое училище, закончив которое, работал учителем русского языка и литературы в начальной школе.

В 1950 году он поступает в Краснокутское летное училище ГВФ. Как отличника учебы его оставляют пилотом-инструктором самолета ПО-2, с чего и начинается его дальнейшая пошаговая летная карьера, сначала в училище, а затем на производстве в Приволжском управлении. Летает пилотом на авиахимработах, заместителем командира эскадрильи, старшим пилотом-инспектором по безопасности полетов.

Успешный опыт инструкторской работы в летном училище вновь возвращает Васина Ивана Федотовича на педагогическую стезю, теперь уже в Школе высшей летной подготовки (г. Ульяновск), в которой он работает командиром корабля-инструктором самолета ИЛ-12.

Иван Федотович осознает, что учить летному делу молодых пилотов хорошо, но надо учиться и самому. В 1958 году он начинает обучение на командном факультете Высшего авиационного училища (г. Ленинград). В этот период начальником ВАУ ГВФ был дважды герой Советского Союза, прославленный командующий ВВС в годы войны Новиков А.А.

После окончания Высшего авиационного училища в 1962 году, Васин И.Ф. получает назначение в Дальневосточное управление ГА. Работает инспектором и активно участвует во вводе в эксплуатацию реактивного самолета ТУ-104. Благодарные дальневосточники до сих пор помнят Ивана Федотовича, и по их инициативе была определена точка обязательного донесения на трассе Владивосток-Токио. Она получила пятибуквенное наименование «ВАСИН».

Дальнейшими этапами в жизни Ивана Федотовича стали его работа в должности Заместителя начальника Красноярского управления ГА, затем Полярного управления гражданской авиации. Дальний Восток, Сибирь, Заполярье дали ему возможность приобрести новый опыт в организации летной работы и обеспечения безопасности полетов. Он принял эстафету мужества и чести у тех, кто ранее осваивал эти суровые края в довоенные и военные периоды, у тех, кто спасал «челюскинцев», кто высаживал на лед Северного ледовитого океана первые полярные экспедиции, кто занимался перегонкой для фронта самолетов из США в СССР по трассе «Аляска-Сибирь».

После расформирования Полярного управления ГА, Васин И.Ф. назначается начальником Управления летной службы Министерства гражданской авиации. Это обязывало всегда быть на острие проблем по обеспечению полетов и выработке мер по предотвращению авиационных происшествий во всей отрасли.

В 1972 году происходит новый поворот в жизни Ивана Федотовича, он назначается начальником Ордена Ленина Академии гражданской авиации. Здесь, в который раз, проявляется его неуемный характер и целеустремленность в достижении цели. За восемь лет его руководства Академия превратилась в ведущий ВУЗ гражданской авиации. Выпускники Академии возглавили летные подразделения, объединенные авиаотряды, территориальные управления, главки министерства и зарубежные авиакомпании. Было завершено строительство нового учебного корпуса, летных и диспетчерских тренажеров, возведены общежития для слушателей и жилые дома для преподавательского состава. Все это и сегодня используется Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации.

Это лишь одна сторона медали. В это же время Иван Федотович защитил кандидатскую диссертацию, ему присвоено ученое звание профессора. Иван Федотович приступил к разработке курса «безопасность полетов», который был впервые введен в учебный процесс Академии на кафедре, которую он возглавил. В дальнейшем данный курс был введен во все учебные заведения ГА.

Все это произошло за восемь лет, в период, когда Иван Федотович возглавлял Академию. Эти годы сотрудники Академии помнят и называют ее «Золотым веком».

С 1980 по 1988 гг. Васин И.Ф. – заместитель министра гражданской авиации. В сферу его деятельности входит не только организация летной работы, а и управление воздушным движением. Именно тогда в отечественной гражданской авиации была впервые введена Автоматизированная система управления воздушным движением и Единая система УВД.

После аварии на Чернобыльской АЭС Васин И.Ф. организовывает работу по ликвидации последствий этой аварии.

В конце 80-х годов Иван Федотович назначается на пост Представителя Советского Союза в Совете Международной организации гражданской авиации (ИКАО), штаб-квартира которой находится в Монреале.

Представлять нашу страну за рубежом не только почетно, но и ответственно. Необходимо активно защищать ее интересы в сложных межправительственных отношениях, выдвигая аргументированные доводы в области гражданской авиации. Весь предшествующий опыт Ивана Федотовича позволял ему делать это блестяще, а его инициатива всегда получала понимание и поддержку. Сочетание высокого профессионализма и проявление в общении «широкой русской души» получили признание и уважение к нему в международном авиационном сообществе.

Каждая зарубежная командировка подходит к концу. Васин И.Ф. возвращается на Родину и оказывается в новом общественном строе, с новыми экономическими условиями и человеческими отношениями. Со своими соратниками Васин И.Ф. создает общественную организацию Клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт»). Задачей Клуба являлась передача авиационного опыта, накопленного предыдущими поколениями, а так же, серьезная экспертная работа.

Иван Федотович был награжден Орденом Ленина, Орденом «Октябрьской революции», Орденом «Дружбы народов», Орденом «Кирилла и Мефодия» республики Болгария. Но самая высокая награда для него – любовь и память, которые останутся в сердцах работников гражданской авиации.

Руководство Росавиации, общественные авиационные организации, соратники по работе Ивана Федотовича и его ученики глубоко скорбят о его кончине и выражают соболезнования его родным и близким.