Федеральное агентство
воздушного транспорта
Росавиация
НазадГосударственные услугиОплата государственных пошлинГосударственные закупкиФедеральные целевые программыВедомственные целевые программыАвиакомпанииВоздушные перевозкиМеждународная деятельностьАэропорты и аэродромыБезопасность полетовЛетная эксплуатацияЛетно-методический советПоддержание летной годностиГосударственная регистрация воздушных судовАвиационная безопасностьТранспортная безопасностьАэронавигационное обслуживаниеОрганизация использования воздушного пространстваРадиотехническое обеспечение полетовПоиск и спасаниеИтоги авиатранспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в РФДоступная среда для маломобильных групп (инвалидов)Внедрение PBN в РФВнедрение QNH в РФВнедрение RVSM в РФРеализация Федерального Закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗИнформационные системыКонтрольно-надзорные функцииСертификацияГосударственная отраслевая поддержка
НазадРуководствоСоветникиУправление летной эксплуатацииУправление поддержания летной годности воздушных судовУправление аэропортовой деятельностиУправление организации использования воздушного пространстваУправление организации авиационно-космического поиска и спасанияУправление государственной службы и кадровУправление экономики и программ развитияУправление правового обеспечения и имущественных отношенийУправление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязиУправление финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетностиУправление международного сотрудничестваУправление регулирования перевозокУправление особо важных полетов и специальных программУправление транспортной безопасностиУправление инспекции по безопасности полетовУправление сертификации авиационной техники

Подготовлена итоговая резолюция круглого стола по проблемам недисциплинированных пассажиров

16 декабря 2016

Резолюция «круглого стола» по проблемам «недисциплинированных пассажиров», обеспечения общественного порядка и авиационной безопасности на объектах воздушного транспорта, проведенного Федеральным агентством воздушного транспорта во взаимодействии с Национальной ассоциацией воздушного права, Общественным советом при Федеральном агентстве воздушного транспорта и Союзом юристов Москвы

Участники «круглого стола», представляющие в личном качестве органы государственной власти Российской Федерации, авиационные отраслевые организации и юридическую общественность, поддерживая усилия Международной организации гражданской авиации и органов власти Российской Федерации, направленные на усиление борьбы с нарушениями общественной безопасности на объектах воздушного транспорта, отмечая роль международного права и актуальность научных исследований в данной сфере, желая внести свой вклад в работу по укреплению авиационной безопасности и общественного порядка на воздушных судах и наземных объектах воздушного транспорта, рассмотрели вопросы обеспечения общественного порядка и авиационной безопасности на борту воздушных судов и объектах воздушного транспорта в аспекте проблемы «недисциплинированных пассажиров» и констатировали их актуальность. Так, за период 2010-2015 гг. включительно средний коэффициент (на 100 тыс. пассажиров) правонарушений, совершенных на борту воздушных судов, находящихся в полете, составляет 1,87 чел., совершенных до взлета – 3,45 чел. Только за период 2014 – девять месяцев 2016 г. произошло 15 вынужденных посадок воздушных судов из-за агрессивного поведения пассажиров, угрожающих безопасности полета. За истекший период 2016 г. 1180 пассажиров не допущены к  перевозке, органами внутренних дел на воздушном транспорте привлечено к административной ответственности 1164 чел., к уголовной - 116 чел., 459 пассажиров было снято с воздушных судов. Большинство правонарушений на борту совершается в состоянии алкогольного опьянения, на чартерных «курортных» и длительных рейсах. При этом значительная часть нарушителей (свыше 35%) не понесла к какой-либо ответственности за совершенные ими противоправные деяния, посягающие на безопасность и общественный порядок на борту воздушных судов.

Учитывая международно-правовые нормы, опыт российских и иностранных авиакомпаний, законодательные инициативы, а также результаты научных исследований, мы считаем необходимым использование комплексного институционального подхода к решению проблемы «недисциплинированных пассажиров», направленного, прежде всего, на предупреждение правонарушений.

В этих целях участники «круглого стола» полагают возможным предложить следующие организационные и правовые меры:

1. рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Протоколу от 4 апреля 2014 г., изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, (Монреальскому протоколу);

2. при совершенствовании законодательства Российской Федерации принять во внимание Резолюцию 39-ой Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (2016 г.) № А39-11 «Сводное заявление о постоянной политике ИКАО в юридической области», касающееся, в частности, принятия национального законодательства в отношении недисциплинированных пассажиров с учетом разработанного Юридическим комитетом ИКАО типового законодательства, а также иные рекомендации ИКАО в данной сфере;

3. при подготовке проектов федеральных законов предусмотреть комплексное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с правонарушениями на борту гражданских воздушных судов, осуществив взаимосвязь норм различных отраслей законодательства, исходя из того, что согласно Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод человека допустимы только федеральным законом в целях обеспечения общественной безопасности:

- внести в Воздушный кодекс Российской Федерации общие правила поведения пассажиров;

- конкретизировать права командира воздушного судна (в том числе по наделению его правом составления протоколов об административном правонарушении), закрепить права и обязанности членов экипажа, сотрудников службы безопасности на борту по предотвращению, пресечению и документированию правонарушений;

- изучить правовую и техническую возможность установления в пассажирских салонах воздушных судов средств видеонаблюдения в качестве средств объективного контроля, информация которых может служить в качестве источника доказательств в судебном процессе;

- ограничить предложения спиртных напитков на борту воздушного судна  (в том числе в салонах первого и бизнес-класса);

- отнести грубые нарушения общественной безопасности на борту воздушного судна к признакам состава преступления (хулиганства);

- установить специальную административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок на борту воздушного судна, установив срок давности привлечения к ответственности – один год;

- обеспечить информационное взаимодействие между аппаратами судов, правоохранительных органов и медицинскими учреждениями с тем, чтобы лица, совершившие правонарушения на борту воздушных судов и наземных объектах воздушного транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, были поставлены на учет в наркологических диспансерах;

- возложить на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанность ведения учета лиц, совершивших правонарушения на воздушном транспорте, и информационного (в том числе международного) обмена персональными  данными  на указанных лиц с правоохранительными органами и авиакомпаниями по аналогии с порядком, установленным в соответствии со статьей 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации;

- предусмотреть в воздушном и гражданском законодательстве право перевозчиков вести учет («черные списки») лиц, подвергнутых административному наказанию на правонарушения, совершенные на борту воздушных судов;

- предоставить авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании публичного договора, право отказа в заключении договора воздушной перевозки либо взимания повышенной платы с лиц, включенных в учеты («черные списки»);

- дополнить основания прекращения действия договора перевозки по инициативе перевозчика, если на момент регистрации на рейс или посадки на воздушное судно пассажир находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- установить, что лицо, совершившее правонарушение на воздушном судне, возмещает каждому пассажиру, следующего тем же рейсом на данном воздушном судне, материальное возмещение морального вреда в размере стоимости авиабилета, уплаченного каждым пассажиром;

- предусмотреть ограничения на выезд из Российской Федерации для граждан Российской Федерации, привлеченных к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, и запрет на въезд в Российскую Федерацию для иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, привлекавшихся к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах;

- предусмотреть в законодательстве о труде и государственной службе, о статусе депутатов всех уровней, что правонарушения, совершенные на борту воздушного судна лицами, состоящими на государственной службе либо работе в государственных организациях, а также занимающие выборные должности в органах государственной власти, являются самостоятельным основанием для прекращения служебного или трудового договора либо прекращению статуса депутата;

4. ввести в квалификационный справочник должностей работников воздушного транспорта должность «сотрудник службы безопасности на борту» и иные связанные с  ней должности, определив соответствующие квалификационные характеристики;

5. дополнить квалификационные характеристики должностей летного и кабинного экипажей указанием на возможность применения ими мер противодействия недисциплинированным пассажирам;

6. создать при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти государственную организацию по обеспечению безопасности на борту воздушных судов, функционирующую на принципах аутсорсинга и самофинансирования во взаимодействии с заинтересованными авиакомпаниями, либо организовать выполнение этой функции подразделениями Федеральной службы национальной гвардии;

7. создать рабочую группу из числа заинтересованных представителей органов государственной власти, специалистов и ученых по реализации данной резолюции (предложения направлять Юрьеву С.С. по Email: collegium_mka@mail.ru).