Федеральное агентство
воздушного транспорта
Росавиация
НазадГосударственные услугиОплата государственных пошлинГосударственные закупкиФедеральные целевые программыВедомственные целевые программыАвиакомпанииВоздушные перевозкиМеждународная деятельностьАэропорты и аэродромыБезопасность полетовЛетная эксплуатацияЛетно-методический советПоддержание летной годностиГосударственная регистрация воздушных судовАвиационная безопасностьТранспортная безопасностьАэронавигационное обслуживаниеОрганизация использования воздушного пространстваРадиотехническое обеспечение полетовПоиск и спасаниеИтоги авиатранспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в РФДоступная среда для маломобильных групп (инвалидов)Внедрение PBN в РФВнедрение QNH в РФВнедрение RVSM в РФРеализация Федерального Закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗИнформационные системыКонтрольно-надзорные функцииСертификацияГосударственная отраслевая поддержка
НазадРуководствоСоветникиУправление летной эксплуатацииУправление поддержания летной годности воздушных судовУправление аэропортовой деятельностиУправление организации использования воздушного пространстваУправление организации авиационно-космического поиска и спасанияУправление государственной службы и кадровУправление экономики и программ развитияУправление правового обеспечения и имущественных отношенийУправление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязиУправление финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетностиУправление международного сотрудничестваУправление регулирования перевозокУправление особо важных полетов и специальных программУправление транспортной безопасностиУправление инспекции по безопасности полетовУправление сертификации авиационной техники

6-я Всемирная авиатранспортная конференция ИКАО одобрила план создания устойчивой международной авиатранспортной системы в условиях либерализации мирового воздушного транспорта

12 апреля 2013

В штаб-квартире Организации проведена 6-я Всемирная авиатранспортная конференция ИКАО (Монреаль, Канада, 18-22 марта 2013 года).

Конференция созвана в целях рассмотрения государствами и международными авиационными организациями комплексных действий по созданию устойчивой международной авиатранспортной системы в условиях либерализации мирового воздушного транспорта.

В Конференции приняли участие делегации 131 государств, включая делегацию Российской Федерации, и 39 международных организаций. Конференция рассмотрела 203 рабочих и 22 информационных документа, представленных государствами и международными организациями по повестке дня.

Российская делегация, наделенная необходимыми полномочиями, участвовала в Конференции в составе представителей Минтранса России, Росавиации, ФСТ России, Представительства Российской Федерации при ИКАО. Персональный состав российской делегации приведен в Приложении 1 к Отчету.

В период проведения Конференции в штаб-квартире ИКАО работала выставка, открытая на добровольных началах рядом представителей мировой отрасли гражданской авиации, международных организаций и поставщиков услуг.

Открытию Конференции предшествовал однодневный предконференционный Симпозиум, организованный для представления исходной информации по проблеме устойчивого развития воздушного транспорта. Затем участники Конференции приступили к работе согласно утвержденной повестке дня.

События в отрасли и в сфере регулирования, а также прочих областях работы ИКАО

Секретариат ИКАО представил участникам Конференции материалы, иллюстрирующие объем и результаты проведенной Секретариатом ИКАО работы по реализации рекомендаций предшествующей 5-й Всемирной авиатранспортной конференции ИКАО (АТС/5). По мнению Секретариата ИКАО задачи, поставленные перед ИКАО, выполнены.

Обозначены основные препятствия в обеспечении устойчивого развития воздушного транспорта, к которым отнесены географическая, регулятивная и экономическая раздробленность отраслевого сегмента мировой экономики. На практике это проявляется в низкой рентабельности авиаперевозчиков и аэропортов, росте числа налогов на авиатранспорт, трудностях с привлечением финансовых средств, резких колебаниях цен на топливо, несогласованности систем регулирования на авиатранспорте.

Проведена оценка стоимостной цепочки воздушного транспорта и развития за истекшее десятилетие составляющих ее компонентов, включая авиакомпании, поставщиков аэропортового и аэронавигационного оборудования, арендодателей, производителей воздушных судов, поставщиков наземного обслуживания и топлива.

Конференции были представлены данные по развитию авиаперевозок в странах ЕС/ЕКГА за период 2004-2011 годы. К числу факторов, способствовавших их развитию, отнесены такие приоритеты как создание внутреннего рынка перевозок, прозрачность аэропортовых сборов, создание единого европейского неба, защита интересов пользователей, справедливая конкуренция, заключение «с соседями» соглашений о воздушном сообщении на принципах либерализации.

Ряд государств обратился к Конференции с совместным призывом способствовать всеобщему принятию Монреальской конвенции 1999 года. Предложение получило поддержку. Конференция рекомендовала ИКАО продолжать оказывать государствам помощь в работе по либерализации воздушного транспорта.

Поддержку Конференции получило также предложение об учреждении фонда по содействию деятельности ИКАО в сфере либерализации мирового авиатранспорта, формируемого на добровольной основе.

Секретариат ИКАО представил информацию о деятельности ИКАО, связанную с экономическими аспектами обеспечения авиационной безопасности. Конференция согласилась с рекомендациями, касающимися ответственности государств за последовательную реализацию положений политики ИКАО в области регулирования расходов и соответствующих сборов, связанных с обеспечением авиационной безопасности в аэропортах и аэронавигационных службах.

Делегация Кубы выступила с заявлением о негативных последствиях введенного США эмбарго, в том числе на закупку авиационной техники, и уведомила о своем намерении довести этот вопрос до сведения предстоящей 38-й сессии Ассамблеи ИКАО.

Доступ к рынку

Ряд государств выступил с предложением о форсировании процесса либерализации в отношении доступа к рынку.

В качестве примера предлагалось принять к рассмотрению действующее многостороннее соглашение по либерализации международного воздушного транспорта (MALIAT), к которому присоединились Новая Зеландия, Бруней, Чили, Сингапур, США, некоторые малые островные государства, всего 12 государств. Соглашением предусматривается, в частности, право выбора маршрута, расписания полетов, провозных емкостей.

Другие государства выступили за постепенный поэтапный подход к либерализации доступа к рынку.

Мнение большинства фактически свелось к тому, что доступ к рынку в отношении предоставления полных маршрутных и эксплуатационных прав тормозится многими факторами, в том числе такими как ограниченная пропускная способность аэропортов и недостаточное развитие инфраструктуры.

Вместе с тем, Конференция подтвердила, что, не смотря на имеющиеся трудности, осуществление принципа многосторонних отношений в области коммерческих прав остается целью Организации в обозримом будущем и что ИКАО следует разработать и принять долгосрочный концептуальный план либерализации международного воздушного транспорта. При этом государствам следует продолжать проводить либерализацию доступа к рынку таким образом и такими темпами, которые отвечают их потребностям.

Применительно к чисто грузовым воздушным перевозкам Конференция высказалась за расширение свободы грузовых перевозок, принимая во внимание, что регулирование таких перевозок осуществляется на основе многочисленных соглашений, предназна-ченных для пассажирских или смешанных перевозок, не учитывающих специфику чисто грузовых авиатранспортных операций. В результате чисто грузовые эксплуатанты сталкиваются с многочисленными трудностями.

Конференция рекомендовала ИКАО приступить к разработке конкретного международного соглашения, призванного содействовать дальнейшей либерализации грузовых перевозок с учетом накопленного государствами опыта.

Владение авиаперевозчиками и контроль над ними

Секретариат ИКАО вынес на рассмотрение Конференции предложение о разработке ИКАО проекта международного соглашения, соответствующего потребностям заинтересованных государств в либерализации владения авиаперевозчиками и контроля над ними.

Европейские государства представили оценку, касающуюся недостатков и преимуществ использования государствами национальных ограничений по владению и контролю в отношении авиаперевозчиков. Согласно данной оценке введение государством ограничений по владению и контролю определяются учетом таких факторов как принадлежность перевозчика государству, стратегическая значимость перевозчика, угроза национальной безопасности при переходе перевозчика из-под контроля, использование национального перевозчика для обеспечения безопасности государства, защита каботажных перевозок, защита рынка труда.

Вместе с тем, отмечалось, что введение национальных ограничений на такое владение и контроль лишает государство значительных выгод, включая доступ компаний к капиталовложениям, свободу инвестиций в авиакомпании, доступ к открытому рынку, приватизация авиакомпаний иностранными владельцами, освобождение государства от бремени финансового содержания авиакомпаний.

Как результат, предлагалось разработать рамки многостороннего соглашения по либерализации владения перевозчиками и контроля над ними.

Ряд государств выступил с позиций признания наличия различий в регулировании владения авиаперевозчиками и контроля над ними. При этом,исходя из того, что процесс либерализации должен носить гибкий характер с последовательным использованием одностороннего, двухстороннего, многостороннего и, наконец, глобального подходов, предлогалось следовать принципу постепенного его осуществления, приближаясь к полной либерализации не скачком, а отдельными взвешенными шагами.

С учетом высказанных мнений конференция сформулировала общие рекомендации относительно разработки в рамках ИКАО международного соглашения, касающегося либерализации владения авиаперевозчиками и контроля над ними с учетом факторов наличия существенных различий в подходе к такому владению и контролю.

Защита интересов потребителей

Конференция рассмотрела предложения, представленные Секретариатом ИКАО, в отношениизащиты интересов потребителей. Отмечая разрозненный характер мер регулирования, касающихся защиты интересов потребителей, осуществляемых в различных государствах, Секретариат ИКАО предложил в целях преодоления этой разрозненности разработать свод основных принципов в области такой защиты.

Участники Конференции рассмотрели предложения, касающиеся повышения степени связности сети воздушного транспорта, под которой понималась способность сети доставить пассажира из одного пункта в другой с наименьшим количеством стыковок и без увеличения платы на перевозку. Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) предложила использовать в этом отношении опыт, связываемый с реализацией африканского соглашения «Решения Ямусукро», которыми предусматривается оказание содействия в повышении связности и в развитии внутриафриканской сети сообщений.

По итогам дискуссии участники Конференции решили рекомендовать ИКАО разработать на краткосрочной основе набор основных принципов высокого уровня по защите интересов потребителя, создав для этого специальную целевую группу экспертов.

Добросовестная конкуренция и гарантии

По тематике добросовестной конкуренции поднято значительное число вопросов, отражающих общую обеспокоенность многих государств.

Дискуссия развернулась при рассмотрении предложения о разработке в рамках ИКАО свода основанных принципов добросовестной конкуренции в области международного воздушного транспорта. В то время как одни государства поддержали данное предложение, другие государства выступили против. Основная мотивация последних заключалась в отсутствии четкого понимания того, что считается добросовестной и что недобросовестной конкуренцией. При этом полагалось, что вопросы добросовестности могут эффективно решаться путем применения существующих двухсторонних механизмов. По мнению ряда стран, путь к честной конкуренции лежит через укрепление отношений между государствами в области воздушных сообщений при том, что ИКАО уже в полной мере разработала основные принципы добросовестной конкуренции и в этой связи нет необходимости в дальнейшем продолжении данной работы.

В поисках консенсуса Конференция согласилась с тем, что ИКАО необходимо обобщать материалы по действующей на национальном и региональном уровне политики и практики в области конкуренции, а так же с тем, что ИКАО следует разработать механизмы типа форума для обмена мнениями и информацией между государствами в сфере добросовестной конкуренции и гарантий.

В отношении гарантий участники Конференции единодушно поддержали рекомендации ИКАО, касающиеся их применения на основе разработанного ИКАО инструктивного материала, имея в виду, что в условиях либерализации авиатранспорта гарантии служат механизмом обеспечения равных и справедливых возможностей участия государств в осуществлении мировых воздушных сообщений независимо от уровня своего развития, географического положения и масштабов конкуренции авиаперевозчиков.

Налоги и другие сборы, взимаемые с международного воздушного транспорта

На обсуждение участниками Конференции была представлена информация, свидетельствующая о росте числа налогов, применяемых к международному воздушному транспорту и противоречащих политике ИКАО в области налогообложения.

Призывая государства к последовательному исполнению политики ИКАО в области налогообложения, Секретариат ИКАО предложил включить в Типовое соглашение о воздушных сообщениях, принятое на предшествующей Конференции, статью, согласно которой договаривающиеся стороны берут на себя обязательства сократить, насколько это возможно, все виды налогов на продажу и использование услуг международного воздушного транспорта.

Конференция согласилась с данным предложением, оговорив при этом, что данная статья может быть использована государствам по своему усмотрению и внесена по договоренности в Меморандум о взаимопонимании или в Меморандум о сотрудничестве.

Участники Конференции подтвердили также, что содержание документа ИКАО «Политика ИКАО по вопросу налогообложения в области международного воздушного транспорта» сохраняет свою актуальность и что ИКАО следует активно способствовать ее применению.

Экономика аэропортов и аэронавигационного обслуживания

Участники Конференции ознакомились с материалами 12-й Аэронавигационной конференции ИКАО 2012 г. по созданию будущей аэронавигационной системы, включая предложения по финансированию блочной модернизации авиационной системы (ASBU), которые нашли общую поддержку.

Конференция подтвердила возможность предварительного финансирования проектов авиатранспортной инфраструктуры на основе сборов за аэропортовоеи аэронавигационное обслуживание, а также приняла рекомендацию о создании ИКАО многодисциплинарной рабочей группы по принципам эксплуатационного и экономического стимулирования, позволяющим обеспечить получение выгод на ранних этапах внедрения ASBU.

По предложению Секретариата ИКАО Конференция согласилась с необходимостью продолжения разработки ИКАО политики и инструктивного материала, касающегося финансирования осуществляемых государствами функций в сфере контроля безопасности полетов, авиационной безопасности и экономического надзора.

Определена потребность в разработке эффективных механизмов устойчивого финансирования государственного контроля безопасности полетов и во введении сборов за обеспечение безопасности полетов на региональном уровне.

Конференция согласилась с результатами исследований, проведенных ИКАО в отношении управления инфраструктурой, признала преимущества создания автономных структур для эксплуатации аэропортов и аэронавигационных служб и рекомендовала ИКАО продолжить работы в сфере исследований в сфере их коммерциализации и приватизации.

Внедрение политики и инструктивного материала

На обсуждение Конференции была вынесена проблема статуса документов ИКАО, регламентирующих политику организации в области регулирования воздушного транспорта. Положения данных документов, определяющие политику ИКАО в отношении экономического регулирования международного авиатранспорта, налогообложения, аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание носят рекомендательный характер и предназначены для произвольного использования государствами. В этих условиях статус политики как инструктивного материала, не имеющего обязательной силы, служит тормозом последовательного внедрения ее содержания в практику государств.

Группа государств выступила с заявлением о необходимости создания Приложения 20 к Чикагской конвенции, включающего требования, касающиеся регулирования международного воздушного транспорта, поскольку существующий пакет документов ИКАО по воздушному транспорту не имеет юридического статуса международных стандартов и рекомендуемой практики.

В ходе дискуссии мнения разделились. Ряд государств посчитал, что такая инициатива требует дополнительного рассмотрения. Были высказаны различные пожелания, сводившиеся к необходимости проведения анализа по сфере применения и содержанию нового Приложения.

Отметив, что консенсус в отношении создания Приложения 20 отсутствует, Конференция единодушно признала руководящую роль ИКАО в экономическом регулировании воздушного транспорта, рекомендовала ИКАО рассмотреть дополнительные пути и средства повышения своей политики в этой области и предложила ИКАО провести исследование целесообразности разработки нового Приложения, касающегося устойчивого развития воздушного транспорта.

На этом конференция завершила свою работу.

Решения, принятые Конференцией, отвечают интересам российской гражданской авиации. Содержание плана комплексных действий по созданию устойчивой международной авиатранспортной системы в условиях либерализации мирового воздушного транспорта, рекомендованного Конференцией, в целом отвечает национальным российскими программам деятельности по либерализации российской гражданской авиации, способствуя их гармонизации с деятельностью ИКАО в сфере либерализации мирового воздушного транспорта.


Итоги
RTF-файл, размер 165,24 kB