В работе заседания приняли участие руководитель Росавиации Александр Нерадько, члены Общественного совета, представители ФГУП Госкорпорация по ОрВД, АЭВТ, авиакомпаний и аэропортов.
С докладом «Состояние организации воздушного движения в Московском аэроузле. Меры по её развитию» выступил Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко.
ДОКЛАД
Генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Игоря Моисеенко
Состояние организации воздушного движения в Московском аэроузле. Меры по её развитию
На сегодняшний день Московская зона ЕС ОрВД в Российской Федерации является наиболее загруженной и имеет следующие особенности:
- выполняется около 85 000 полетов в месяц, что составляет 56% от общего количества полетов, выполняемых на территории РФ
- три самых крупных международных аэродрома расположены в непосредственной близости друг от друга (Внуково, Домодедово, Шереметьево)
- выполняется более 18 000 полетов в месяц на а/д Внуково, более 27 000 полетов – Домодедово и около 25 000 – Шереметьево.
- 16 аэродромов гражданской авиации
- около 50 аэродромов госавиации
- более 200 посадочных площадок
- 12 секторов АДЦ и 19 секторов РДЦ
- около 30 запретных зон и 150 зон ограничения полетов
«Строительство центра управления полетами филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Строительство здания, оснащение его инженерным и технологическим оборудованием проводилось с период с 2009 по 2016 годы.
Состав технологического оборудования:
-комплекс средств автоматизации управления воздушным движением «Синтез – АР4» (КСА УВД);
-комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства «Синтез – ПИВП (МЦ)» (КСА ПИВП), включая выносное оборудование.
В настоящее время работает государственная комиссия по приёмке объекта «Строительство ЦУП филиала «МЦ АУВД».
Стоимость составила около 4 млрд. руб.
В 2013 году введен в эксплуатацию и осуществлен переход на УВД с нового КДП Международного аэропорта Шереметьево.
В 2015 году в рамках расширения функций оборудования КДП аэропорта Шереметьево поставлены и введены в эксплуатацию оборудование на общую сумму около 168 млн. рублей.
В 2013 году выполнено оснащение посадочных площадок Московского Кремля и Дома Правительства Российской Федерации.
В 2012 – 2016 годах в рамках модернизации подсистемы воздушной радиосвязи введено в эксплуатацию 25 автоматизированных приёмо-передающих центра на общую сумму 985 млн. рублей.
По проекту создания оптимального радионавигационного поля в зоне ответственности МЦ АУВД выполнено:
- в 2013 году в аэропорту Внуково введён в эксплуатацию допплеровский азимутально-дальномерный радиомаяк DVOR2000/DME2000.
- в 2015-2016 годах введены в эксплуатацию 26 дальномерных радиомаяков DME.
Общая стоимость оборудования составила 625 млн. рублей.
В 2015 году завершены работы по созданию единой сети наземной связи и передачи данных в филиале «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с 27 узлами сети.
Стоимость 606 млн. рублей.
В 2016 году завершены работы по расширению единой сети наземной связи и передачи данных филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», включающие организацию дополнительных узлов сети, а также дооснащение существующих узлов сети.
Стоимость 290 млн. руб.
На слайде представлена тенденция роста интенсивности воздушного движения в воздушном пространстве Московской зоны ЕС ОрВД в период с 2011 по 2016 годы и за первый квартал 2017 года.
Совместно с главными операторами аэропортов и авиакомпаниями организована работа по следующим направлениям:
1. Эффективность технологических процедур, связанных с пропускной способностью аэродрома Шереметьево, и выработка предложений по ее повышению.
На основании рекомендаций рабочей группы создан и утвержден совместный план ПАО «Аэрофлот», МА «Шереметьево» и Шереметьевского центра ОВД, при реализации которого внедряется процедуры сокращенных норм эшелонирования на ВПП, что позволит увеличить пропускную способность аэродрома Шереметьево.
2. Организация и внедрение процедур и автоматизированных процессов A - CDM в Международных аэропортах Внуково и Шереметьево.
План мероприятий включает:
- разработку процедур обслуживания, обеспечения и взаимодействия служб аэропорта, центра ОВД и авиакомпаний;
- формирование очередности вылета и прилета воздушных судов;
- реализацию интерфейсов межсистемного взаимодействия.
3. Безопасность на ВПП.
Основные направления деятельности рабочих групп по трём аэродромам это:
- защита ВПП от несанкционированных выездов;
- процедуры занятия ВПП;
- процедуры пересечений ВПП при буксировке и переруливании;
- использование дневной и ночной маркировки;
- организация движения спецтранспорта;
- разработка процедур движения в районах опасных зон (пересечение ВПП, скопление маршрутов руления).
Мероприятия, проведенные ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которые позволили повысить пропускную способность на аэродромах Московского узлового центра включают:
- Организацию пунктов обслуживания вылета «Деливери», за счет которых произошло значительное сокращение взаимодействия «экипаж-диспетчер УВД».
- Организацию групп обеспечения планирования воздушного движения, что позволило сконцентрировать вопросы планирования и передачи информации у единого поставщика - органа ОВД аэродрома.
Внедрение в рамках совместного принятия решений (A-CDM), процедур сокращенных норм эшелонирования, обеспечения безопасности на ВПП, а также:
§ Процедур «Ожидания запуска двигателей»;
§ Процедур снижения времени занятости ВПП;
§ Процедуры взлета не от начала ВПП;
§ Сокращённого радиообмена «экипаж-диспетчер».
На аэродромах Шереметьево и Домодедово сформированы службы управления движением на перронах, изменены технологические границы ответственности.
Планируемые мероприятия по повышению пропускной способности аэродромов заключаются в:
1. Совершенствовании конфигурации летного поля и маркировки его элементов.
2. Повышении пунктуальности авиакомпаний по прибытию и отправлению ВС.
3. Оптимизации составления расписания с целью формирования упорядоченного и распределенного по времени и направлению потока воздушного движения с учетом пропускной способности.
4. Внедрении процедур по организации прилетающего/вылетающего потока (АМАN/DМАN).
5. Дальнейшем совершенствовании процедур совместного принятия решений (A-CDM).
В настоящий момент проводятся работы по строительству новых взлетно-посадочной полос на аэродромах Шереметьево и Домодедово, что позволит повысить пропускную способность аэродромов по предварительным расчётам на 30 и более процентов от существующей пропускной способности.
(Для справки существующая ПС: Домодедово норматив – 47 ВПО/час, максимальная – 60 ВПО/час, Шереметьево норматив – 45 ВПО/час, максимальная – 55 ВПО/час )
Международный аэропорт Жуковский (Раменское) открылся в мае 2016 года, рассчитан на прием и отправку внутренних и международных пассажирских авиарейсов.
К 2020 году руководство аэропорта Жуковский рассчитывает увеличить пассажиропоток до 12 млн. человек ежегодно.
В целях модернизации структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД, Минтрансом России сформировано три рабочие группы, осуществляющие тесное взаимодействие:
1. Рабочая группа по внедрению новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД;
2. Рабочая группа по внедрению в воздушном пространстве Российской Федерации навигации, основанной на характеристиках (PBN);
3. Рабочая группа по переходу Российской Федерации на использование при выполнении полетов давления QNH.
В данные рабочие группы входят представители следующих организаций:
- ФАВТ;
- провайдер АНО (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»);
- авиакомпании;
- Научно-исследовательские институты;
- Минобороны России;
- Региональное представительство ИАТА в России;
- Минпромторг и т.д.
В целях разработки и внедрения концепции воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД сформирован план работы рабочей группы, включающий в себя мероприятия, предусмотренные ИКАО.
В настоящий момент выполнены следующие мероприятия:
1. Определены стратегические цели концепции воздушного пространства.
2. Проведен анализ бортового оборудования воздушных судов авиакомпаний.
3. Выполнена модернизация инфраструктуры наземных навигационных средств (VOR/DME, DVOR/DME, DME/DME).
4. Определены навигационные спецификации для структуры воздушного пространства.
5. Разработана концепция новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД.
6. Проведено имитационное моделирование концепции воздушного пространства
7. Проведено моделирование на летных и диспетчерских тренажерах.
8. Подготовлена программа подготовки персонала ОВД.
Основными стратегическими целями внедрения новой структуры воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД являются:
- Повышение уровня безопасности и качества обслуживания воздушного движения
- Повышение пропускной способности за счет оптимизации структуры воздушного пространства
- Повышение эффективности воздушного пространства и снижение экономических потерь пользователей
- Снижение загруженности экипажей ВС и диспетчеров ОВД
- Сокращение шумового воздействия и выбросов СО2 на окружающую среду.
Условиями новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД являются:
- Внедрение маршрутов зональной навигации (RNAV) с использованием GNSS
- Обеспечение альтернативной инфраструктуры навигационных средств VOR/DME, DME/DME
- Переход на использование давления, приведенного к уровню моря (QNH) и внесистемных единиц (футов)
- Веерная система «Point Merge System» для маршрутов прибытия
- Бесконфликтные маршруты вылета и прибытия для аэродромов Внуково, Домодедово, Шереметьево
- Внедрение точных заходов на посадку с использованием ЛККС (GLS)
По результатам последнего имитационного моделирования концепции новой структуры воздушного пространства получены следующие показатели по основным параметрам структуры:
- увеличение показателя безопасности структуры в 2 раза;
- увеличение пропускной способности секторов в 1,8 раза;
- снижение средней задержки по каждому рейсу на 2 минуты;
- уменьшение протяженности маршрутов прибытия в среднем около 30 км/рейс;
- снижение загруженности персонала ОВД и экипажей за счет применения методов зональной навигации и бесконфликтности маршрутов вылета и прибытия.
В настоящий момент ведутся обсуждения о переходе на этап внедрения данной версии концепции.
В настоящий момент проект Плана-графика проведения работ по переходу на новую структуру воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД находится на утверждении в Минтрансе России.
В целях внедрения новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД планируются мероприятия:
1. Построение схем маневрирования.
2. Анализ инфраструктуры наземных средств.
3. Летная инспекция и апробация в полете.
4. Принятие решения Рабочей группой о реализации концепции воздушного пространства.
5. Мониторинг ГНСС.
6. Подготовка персонала ОВД.
7. Подготовка летных экипажей.
8. Внедрение концепции воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД и опубликование аэронавигационной информации.